Опасные явления погоды для авиации Карты опасных явлений погоды и их анализ Лектор д т н профессор Гусейнов Н Ш презентация

Опасные явления погоды для авиации. Карты опасных явлений погоды и их анализ Лектор: д.т.н., профессор Гусейнов Н.Ш. — презентация

Презентация на тему: » Опасные явления погоды для авиации. Карты опасных явлений погоды и их анализ Лектор: д.т.н., профессор Гусейнов Н.Ш.» — Транскрипт:

1 Опасные явления погоды для авиации. Карты опасных явлений погоды и их анализ Лектор: д.т.н., профессор Гусейнов Н.Ш.

2 К опасным явлениям погоды относятся: -туманы, метели и пыльные бури, как явления ухудшающие видимость; -грозы и шквалы; — турбулентность атмосферы; — вызывающая болтанку самолетов; -обледенение самолетов, гололед и др. В целях повышения безопасности полетов от летного состава требуется знание условий образования опасных явлений, умение сочетать возникновение опасных явлений погоды с характерными синоптическими процессами, барическими системами.

3 Сдвиг ветра и турбулентность Сдвиг ветра (англ. Wind Shear) является характеристикой пространственной изменчивости ветра и определяется как векторная разность (или градиент) скоростей ветра в двух точках пространства, отнесенная к расстоянию между ними. Часто сдвиг ветра характеризуют более простой формулировкой — изменение направления и(или) скорости ветра в атмосфере на очень небольшом расстоянии.

4 Вертикальный сдвиг ветра эффект увеличения встречного ветра высота фут скорость ветра 120 КТ порыв 110 КТ высота 300 фут скорость ветра 140 КТ порыв 110 КТ

5 Горизонтальный сдвиг ветра Эффект потери встречного ветра — потеря энергии высота 300 фут скорость ветра 130 КТ порыв 100 КТ высота 200 фут скорость ветра 110 КТ порыв 100 КТ

6 Микропорывы / нисходящий поток воздуха нисходящий поток воздуха воздушная скорость 240 КТ

7 ИКАОИКАО рекомендует следующие градации сдвига ветра по признакам вертикального потока: Сдвиг ветра Влияние на управление ВС Вертикальный сдвиг ветра м/с на каждые 30 м высоты Гориз. Сдвиг ветра м/с на каждые 600 м расстояния Скорость восходящих или нисходящих Слабый Незначительное 0…..2,00…..2,00…..2,0 Умеренный Значительное 2,1….4,02,1….4,02,1….4,0 Сильный Существенные затруднения 4,1…..6,04,1…..6,04,1…..6,0 Очень сильный Опасное>6>6>6

8 Воздух представляет собой чрезвычайно подвижную среду, в которой движение частиц обычно имеет беспорядочный или, так называемый, турбулентный характер. Турбулентность (от латинского слова «турбо» — завихрения, водоворот) – это такое состояние атмосферы, при котором образуются вихри разных размеров, возникают горизонтальные и вертикальные порывы ветра. Оси турбулентных вихрей быстро меняют свое положение в пространстве и бывают ориентированы в самых различных направлениях.

9 Термическая турбулентность (конвекция) возникает из-за неравномерного прогрева подстилающей поверхности или в результате натекания холодного воздуха на теплую подстилающую поверхность при больших вертикальных температурных градиентах. Термическая конвекция а) неупорядоченная; б) упорядоченная.

10 Динамическую турбулентность вызывают следующие причины: Динамическую турбулентность вызывают следующие причины: -трение движущегося воздушного потока о шероховатости рельефа на земной поверхности; -трение движущегося воздушного потока о шероховатости рельефа на земной поверхности; -неоднородность характера воздушного потока по направлению и скорости; -неоднородность характера воздушного потока по направлению и скорости; -волновые движения в слоях инверсии и изотермии. -волновые движения в слоях инверсии и изотермии. Орографическая турбулентность возникает в горных районах. Воздушный поток при обтекании горных препятствий деформируется и, при определенных условиях, это приводит к образованию зон с повышенной турбулентностью. Повторяемость сильной турбулентности в горных районах при одних и тех же метеорологических условиях значительно выше, чем в равнинной местности. Орографическая турбулентность возникает в горных районах. Воздушный поток при обтекании горных препятствий деформируется и, при определенных условиях, это приводит к образованию зон с повышенной турбулентностью. Повторяемость сильной турбулентности в горных районах при одних и тех же метеорологических условиях значительно выше, чем в равнинной местности.

12 Обледенение Обледенение это отложение льда в полете на различных частях ВС. Необходимыми условиями обледенения являются: наличие в воздухе на высоте полета переохлажденных капель воды; отрицательная температура поверхности ВС. Обледенение наблюдается при температурах +2°С. -50°С, наибольшая вероятность (98%) — в зоне температур 0°С °С. Классификация обледенение: Обледенение это отложение льда в полете на различных частях ВС. Необходимыми условиями обледенения являются: наличие в воздухе на высоте полета переохлажденных капель воды; отрицательная температура поверхности ВС. Обледенение наблюдается при температурах +2°С. -50°С, наибольшая вероятность (98%) — в зоне температур 0°С °С. Классификация обледенение: -структурный; -структурный; -индуктивный -индуктивный

13 гладкий лед Типы структурных обледенений изморозь мороз

14 кристаллы льда ОБЛЕДЕНЕНИЕ В ЗОНАХ ХОЛОДНЫХ ФРОНТОВ изморозь Холодный воздух Холодный фронт Теплый неустойчивый воздух

15 кристаллы льда изморозь Теплый воздух Теплый фронт Холодный воздух ОБЛЕДЕНЕНИЕ В ЗОНАХ ТЕПЛЫХ ФРОНТОВ

16 Гроза Град Умеренная турбулентность Морось Сильная турбулентность Дождь Слабое обледенение Снег Умеренное обледенение Ливень Сильное обледенение Низовая метель Обложной туман Переохлажденные осадки, Символы опасных явлений погоды

17 Прогноз опасных явлений погоды Гроза Гроза туман туман видимость в тумане видимость в тумане шквал шквал град град гололед гололед обледенение в облаках обледенение в облаках нижняя облачность нижняя облачность ветер и температура ветер и температура ( 30 расчетных методов)

18 Примеры прогнозов опасных явлений

19 Прогноз гроз Численное моделирование численная модель конвективного облака численная модель конвективного облака схема распознавания образов схема распознавания образов радиолокационные данные для настройки радиолокационные данные для настройки точность прогноза 90% точность прогноза 90%

20 Автоматизированный прогноз опасных явлений

21 Перистые CI- Cirrus Перисто-кучевые CC-Cirrocumulus Перисто-слоистые CS-Cirrostratus Высоко кучевые AC-Altocumulus Высоко слоистые AS-Altostratus Слоисто-дождевые NS-Nimbostratus Слоисто-кучевые SC-Stratocumulus Слоистые ST-Stratus Кучевые CU-Cumulus Кучево-дождевые CB-Cumulonimbus

22 FEWFew0/8 (0 октант) SKCSky clear1/8 — 2/8 (1-2 октант SCTScattered3/8 — 4/8 (3-4 октант) BKNBroken5/8 -7/8 (5-7 октант) OVCOvercast8/8 (8 октант) Количество облачности

23 — -карты особых явлений погоды для высоких уровней (от 400 до 150 г Па)-(FL ) — карты особых явлений погоды для средних и высоких уровней (от 700 до 150 г Па)-(FL ) — карты особых явлений погоды для низких уровней (ниже 700 г Па)- (FL 100) — карты погоды ветра и температуры воздуха для стандартных изобарических поверхностей. Указанные карты составляются на фиксированные сроки 00, 06, 12 и 18 часов по UTC, а срок действия их считается по 3 часа в обе стороны от фиксированного времени.

24 На картах АКП особых явлений отражаются сведения, касающиеся: а) гроз; б) тропических циклонов; в) линий сильных шквалов; г) умеренной или сильной турбулентности ( в облаках или при ясном небе); д) умеренного и сильного обледенения; е) обложной песчаной ( пыльной бури); ж) атмосферных фронтов (положение, скорость и направление движения); з) высоты тропопаузы; и) струйных течений; к) места вулканических извержений, сопровождающихся появлением облаков пепла, названия вулкана, времени первого извержения (если известно); л) облачности, связанной с особыми явлениями.

25 Карты погоды ветра и температуры воздуха для стандартных изобарических поверхностей

Источник

Карты явлений погоды для авиации

Как читать карты SIGWX.

Прогностические карты особых явлений погоды на низких высотах предназначены для обслуживания полётов, выполняемых ниже эшелона 100 (FL100). Карта содержит прогноз особых метеорологических условий и данные об облачности. Карта дополнена прогнозом ветра и температуры на высотах.

Составление/предоставление

— карта составляется для слоя от земли до 10000 футов (SFC-10000FT) на фиксированное время 06, 09, 12, 15, 18 UTC (по необходимости и на другие синоптические сроки) с периодом действия ± 3 часа

— карта предоставляется клиентам в согласованном с ними виде и в согласованные сроки

Это может быть интересно:  Погода тамбов сегодня донское

— карта размещается на домашней странице службы погоды.

Интерпретация карты особых явлений погоды на низких уровнях полета.

Заголовок карты

В заголовке указаны:

— фиксированный срок действия карты

В случае, если прогностические условия погоды на карте не соответствуют действительности, составляется корректив карты (AMD). В случае незначительной ошибки (опечатки) карта исправляется (COR).

Соответствующие сокращения добавляются к заголовку:

FIXED TIME PROGNOSTIC CHART AMD или
FIXED TIME PROGNOSTIC CHART COR

Предупреждения и/или примечания

Текстовое дополнение к графически представленной синоптической ситуации для Tallinn FIR даётся в случае, когда ожидаются следующие метеорологические условия :

— сильный приземный ветер (средняя скорость ветра более 30 узлов)

— умеренная и сильная турбулентность

— умеренное и сильное обледенение

— обширные зоны туманов

— явления, требующие выпуска SIGMET

Дополнительная информация представляется в виде открытого текста с сокращениями ICAO и уточняется пространственно-временными характеристиками.

Пример:

SFC WIND 35 KT OVER THE SEA AND COAST WITHIN TALLINN FIRWEST OF ESTONIA: SEV ICE IN FZRA TILL 1300Z

Символы, используемые на карте:

символы на карте особых явлений SIGWX

Грозы и кучево-дождевые облака:

отдельные (ISOL), если они состоят из отдельных элементов с максимальным покрытием менее 50% района прогнозирования (в фиксированное время или в течение периода действия прогноза);

редкие (OCNL), если они состоят из достаточно разделенных элементов с максимальным покрытием 50 — 75% района прогнозирования (в фиксированное время или в течение периода действия прогноза);

частые (FRQ) — район грозовой деятельности, в пределах которого интервалы между соседними грозовыми очагами незначительны или отсутствуют, с максимальным покрытием более 75% района прогнозирования (в фиксированное время или в течение периода действия прогноза);

частые (FRQ) кучево-дождевые (CB) или мощные кучевые (TCU) облака – максимальное покрытие облачностью более 75% района прогнозирования (в фиксированное время или в течение периода действия прогноза) с небольшим разделением или без разделения;

в облачности (EMBD) – если включены в слой облачности и не могут легко распознаваться;

скрытые (OBSC) – если они скрыты мглой или дымом

Количество облачности

Облачность, исключая СВ и TCU

Примечания:

— давление указывается в гПа, скорость ветра в узлах;

— видимость в метрах указывается, если она менее 5000 м;

— высоты указываются в сотнях футов от поверхности земли. Знак XXX означает — выше, чем 1000 футов;

— грозы и кучево-дождевые облака (СВ) включают умеренное/сильное обледенение и турбулентность;

— на карте отображаются только те особые явления погоды, которые вызывают ухудшение видимости менее 5000 м;

— сокращение SFC используется для обозначения уровня земной поверхности.

Как читать карты SIGWX.

Дорогие друзья!

Если у вас имеется желание писать статьи и публиковаться на нашем сайте, вы без труда можете это сделать! Стать автором нашего сайта не так сложно как кажется.

Авиаторы (тем более на карантине) желающие поделиться своим опытом и советами с коллегами, имеют возможность публиковаться на страницах нашего сайта.

Все что для этого требуется это добавить материал в раздел "Статьи" , далее наши модераторы проверят его, оформят и опубликуют на сайте для всех, с указанием вашего авторства.

Все просто!
Вы также можете связаться с нами через Форму обратной связи или написав нам на почту

Источник



АВИАЦИОННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ ОСНОВНЫЕ КАРТЫ ПОГОДЫ ДЛЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ

1 ОСНОВНЫЕ КАРТЫ ПОГОДЫ ДЛЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ Для обеспечения безопасности полета экипажи ВС в период предполетной подготовки обязаны тщательно изучить метеорологическую обстановку по маршрут полета, в аэропортах вылета, посадки и на запасных аэродромах При анализе и оценке метеорологической обстановки в период подготовки к полету экипаж ВС может самостоятельно ознакомиться со следующим основным аэросиноптическим материалом: приземной синоптической картой, картой барической топографии для предполагаемого уровня полета, картой максимальных ветров, картой-схемой радиолокационных наблюдений (при наличии грозовой деятельности). фотомонтажем или картой нефанализа спутниковой информации Метеорологические условия для полета экипаж ВС. оценивает также по прогностическим картам. Окончательное решение на вылет принимается с учетом фактической погоды и прогнозов аэропортов вылета, посадки и запасных аэродромов. ПРИЗЕМНЫЕ СИНОПТИЧЕСКИЕ КАРТЫ ПОГОДЫ Основные приземные синоптические карты погоды составляются по метеорологическим наблюдениям метеостанций на большой территории за 00, 06, 12, 18 ч UTC. Основные синоптические карты имеют масштаб 1: По таким картам экипажи ВС могут получить консультации о погоде по маршруту полета большой протяженности. Составляются также приземные синоптические карты отдельно для тропической зоны и др. Кольцевые карты погоды составляются каждые три часа начиная с 00 ч UTC на бланках более крупного масштаба (1: ) Эти карты содержат большой объем информации Они предназначены для уточнения синоптической обстановки при составлении прогноза погоды, используются также для консультаций об условиях погоды по маршруту полета небольшой продолжительности Микрокольцевые карты погоды составляются каждый час метеорологических наблюдений в радиусе примерно км; на них наносятся только инструментальные данные. Масштабы этих карт 1 : По ним можно более подробно оценить метеорологические условия погоды по району аэродрома, составить и уточнить прогноз. Учитывая необходимость автоматической наноски данных в кружках (пункта) станции, ХX сессия ВМО в 1082 г внесла некоторые изменения в схему и порядок нанесения значений метеорологических данных. На синоптические приземные карты погоды вокруг кружка (пункта) станции часть данных наносится цифрами, а часть условными знаками (Рис. 1) Цифрами наносятся следующие данные: ТТtт температура воздуха (две или три цифры), целые (ТТ) и десятые (tт) доли градуса Цельсия; T d T d t d точка росы (две или три цифры), целые (TdTd) и десятые (td) доли градуса Цельсия; Рис. 1 Схема и пример нанесения данных на приземную карту погоды VV горизонтальная видимость цифрами кода, предусматривающего инструментальные и визуальные способы измерения (табл. 1); h(hh) высота облаков нижнего яруса цифрами кода (одна или две), предусматривающего методы измерения: инструментальный (hh) и визуальный (h) (см. табл. 1); N h количество облаков нижнего яруса в октах; употребляются цифры от 1 до 8, цифры кода окты (1 окт 1/8 неба), их можно перевести в баллы (см табл 2); РРР давление воздуха, приведенное к уровню моря, в гпа

2 (десятки, единицы и десятые доли) АВИАЦИОННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ Если трехзначное число начинается, с 5 или большей цифры, то при расшифровке следует впереди поставить цифру 9, а если число начинайся с 4 или меньшей цифры, впереди следует поставить цифру 10. рр величина барической тенденции за последние три часа, в гпа (целые и десятые доли). При росте давления знаку не ставится, при падении давления знак ставится обязательно Примечание Кроме перечисленных данных на карты погоды, не предназначенные для факсимильных передач, по усмотрению Управления по гидрометеорологии и контролю природной среды (УГКС) цифрами могут наноситься количество осадков, экстремальные температуры воздуха и др. Для этих целей используют специальные карты (таблица 1) Значения цифр кода видимости и высоты облаков в данных приземной карты погоды

3 Условные обозначения метеорологических данных на приземных картах погоды (Таблица 2) Условными знаками на карты наносятся следующие элементы погоды (табл. 2): N общее количество облаков. Предусмотрено восемь условных знаков, соответствующих различному количеству облачности от 1 до 8 окт, если определение количества облачности затруднено, то в кружке станции ставится знак "X". W погода между сроками наблюдения условными знаками (см. табл. 2). Период времени между сроками соответствует принятой частоте составления той или иной карты, т е шести или трем часам (основная или котьцевая); C L форма облаков нижнего яруса, условными знаками (см табл. 2); C M форма облаков среднего яруса, условными знаками (см табл 2); С н форма облаков верхнего яруса, условными знаками (см. табл. 2); а характеристика барической тенденции за последние три часа, каждый знак соответствует кривой на ленте барографа; dd направление ветра у поверхности земли (откуда дует) стрелкой (табл. 3);

Это может быть интересно:  Погода Заречное на 10 дней Джанкойский район Крым автономная республика

4 tf скорость ветра обозначается на стрелке «оперением» (см. табл. 3). При штиле кружок станции обводится другим кружком чуть большего радиуса, при неустойчивом направлении ветра в конце стрелки ставится крест (X); ww атмосферные явления погоды в срок наблюдения или в течение последнего часа перед сроком наблюдения условными знаками (табл 3); Sn знак отрицательного значения температуры воздуха, точки росы и барической тенденции После нанесения данных погоды на приземную карту (Рис. 2) она обрабатывается инженеромсиноптиком. На карте выделяются цветными карандашами зоны обложных, моросящих и ливневых осадков, районы гроз, туманов, метелей, пыльных бурь и других особых явлений. Отмечаются очаги роста (Р) и падения (П) давления с указанием синим и красным цветом наибольшего и наименьшего значения изменения давления за последние три часа в гпа. Для наглядности фронтальные разделы выделяются также цветными линиями При анализе и оценке метеорологической обстановки летный и диспетчерский состав должен иметь быстро и грамотно определять характер воздушных масс и ожидаемое их преобразование; характер, направление и скорость перемещения барических образований; тип фронтов, тенденцию их развития, направление и скорость их перемещения. Особое внимание следует обратить на зоны и участки маршрута со сложными и опасными условиями погоды. Условные обозначения направления и скорости ветра на картах погоды Таблица 3 Примечание. Узел равен скорости в одну морскую милю в час (1,853 км/ч), 1 м/с равен 3,6 км/ч.

5 Атмосферные явления в срок наблюдения и за последний час на картах погоды. Таблица 3.

Источник

Карты явлений погоды для авиации

Яковлев А.М. Авиационная метеорология

М.: Транспорт, 1971.
В учебнике рассматриваются состав и строение атмосферы, метеорологические элементы и их влияние на полёты, синоптические процессы, атмосферные фронты, барические системы, метеорологические условия полетов на различных высотах. Даны комплексный анализ и прогноз синоптического положения и метеорологических условий по приземным и высотным картам, а так же освещены вопросы метеорологического обеспечения полетов и организации метеослужбы в гражданской авиации.
Учебник предназначен для курсантов летных училищ гражданской авиации.
Предмет и значение науки метеорологии.
Состав и строение атмосферы.
Основные метеорологические элементы и их влияние на полеты.
Горизонтальные движения воздуха (ветер).
Вертикальные движения воздуха.
Вода в атмосфере.
Видимость.
Синоптические процессы и карты погоды.
Опасные явления природы.
Оценка метеорологических условий в полете и местные признаки погоды.
Карты погоды и их анализ.
Метеорологические условия полетов на больших высотах.
Карты барической топографии и вертикальный разрез атмосферы.
Комплексный анализ и прогноз синоптического положения и метеорологических условий по приземным и высотным картам.
Составление графических разрезов погоды вдоль маршрутов.
Метеорологическое обеспечение гражданской авиации.
Предметный указатель.

Хорошая книжка "Лётчику о метеорологии"

В книге популярно изложены основные вопросы авиационной метеорологии с учетом новейших достижений. Большое внимание уделено освещению метеорологических условий полета на больших высотах и сверхзвуковых скоростях. Приведены сведения о составе атмосферы, о влиянии на деятельность авиации различных метеорологических элементов погоды.

Книга предназначена для летного и инженерно-технического состава ВВС, МГА, ДОСААФ, учащихся высших авиационных учебных заведений.

Авиационная метеорология, Сафонова Т.В., 2005.

Содержит 9 разделов, в которых даны сведения: об атмосфере Земли, ее составе и строении; о физических характеристиках атмосферы, влияющих на полеты ВС; об анализе полей давления, температуры и влажности; о горизонтальных и вертикальных движениях воздуха; об облачности и атмосферных осадках; о горизонтальной видимости и метеорологических явлениях, ее ухудшающих; о синоптических процессах в атмосфере; об опасных для полетов ВС явлениях погоды.
Предназначено для курсантов и студентов УВАУ ГА специализации 240701 – Летная эксплуатация гражданских воздушных судов, а также специализации 240801 – Управление воздушным движением. Пособие также будет полезно слушателям авиационного учебного центра (АУЦ) и всем интересующимся вопросами авиационной метеорологии.

Краткий курс авиационной метеорологии. НОЧУ СПО «Авиашкола Аэрофлота»

В настоящем учебном пособии в краткой доступной форме изложены сведения о развитии метеорологии, дано описание основных метеорологических элементов, параметров атмосферы и происходящих в ней процессов, которые существенным образом влияют на производство полетов, их регулярность и безопасность. Рассмотрены задачи и организация метеорологического обеспечения авиации в современных условиях. Также приведены примеры прочтения метеорологических карт и синоптических кодов, используемых при метеорологическом обеспечении авиации.
Учебное пособие рекомендуется для слушателей курсов по программам обучения НОЧУ СПО «Авиашкола Аэрофлота» для представителей авиа-компаний, флайт-менеджеров, авиадиспетчеров, летного состава и всех любознательных.

Содержание
Глава 1. Метеорология
Глава 2. Состав и строение атмосферы
Глава 3. Температура воздуха и зависимость авиации от температуры
Глава 4. Атмосферное давление и зависимость авиации от давления
Глава 5. Ветер и зависимость авиации от ветра
Глава 6. Влажность воздуха и адиабатические процессы в атмосфере
Глава 7. Туманы и дымки и зависимость авиации от этих явлений
Глава 8. Облака
Глава 9. Осадки
Глава 10. Видимость
Глава 11. Атмосферная циркуляция
Глава 12. Воздушные массы, их классификация и условия погоды
Глава 13. Атмосферные фронты
Глава 14. Грозы и шквалы
Глава 15. Обледенение самолётов и вертолётов
Глава 16. Турбулентность атмосферы
Глава 17. Задачи и организация метеорологического обеспечения полётов
Глава 18. Метеорологическая информация, используемая при метеорологическом обеспечении авиации
Приложения
Строение атмосферы
Приземная карта погоды
Основные группы синоптического кода КН-01
Уровень 300 гПа (мб) (высотная карта)
Сводка фактической погоды на аэродроме (схема сводки фактической погоды)
Фактическая погода, регулярная сводка (пример и прочтение)
Прогноз погоды по аэродрому (схема прогноза)
Корректив прогноза погоды (пример и прочтение)
Пример бланка полетной информации с прогнозами и фактической погодой
Прогностическая карта особых явлений погоды (Европейская часть)
Прогностическая карта особых явлений погоды (Евразия)
Прогностическая карта особых явлений погоды (Африка-Европа)
Прогностическая карта ветра и температуры на эшелоне (FL340) Европа
Прогностическая карта ветра и температуры на эшелоне (FL390) Евразия
Прогностическая карта ветра и температуры на эшелоне (FL360) Евразия
Прогностическая карта ветра и температуры на эшелоне (FL340) Индокитай
Формат и подготовка полетной документации
Микро-АКП (Прогностическая карта особых явлений погоды для полетов ниже FL100)
Прогноз по району полетов в форме GAMET для слоя ниже FL100
Прогноз по району полетов в буквенно-цифровой форме для слоя ниже FL100
Пример информации SIGMET о тропическом циклоне
Фотография тропического циклона, полученная с искусственного спутника Земли
Определения
Принятые сокращения
Список литературы

ПРИЗНАКИ ПРОХОЖДЕНИЯ АТМОСФЕРНЫХ ФРОНТОВ

Пожалуй, данная информация будет полезной для многих, кто интересуется синоптической метеорологией и фронтологическим анализом, а также молодым специалистам, работающих в сфере гидрометпрогнозов. Мы составили перечень основных признаков прохождения фронтов, которые многие знают и часто применяют их на практике. Итак, поехали.
ТЁПЛЫЙ ФРОНТ:
— интенсивное падение давления;
— рост точки росы в приземном слое;
— существенный рост температуры за фронтом;
— усиление и постепенный поворот ветра по часовой стрелке; а также вертикальный сдвиг ветра. Например, у земли В, на АТ-850 ЮВ, на АТ-700 Ю или даже ЮЗ. Это связано с сильной адвекцией тепла. Зимой на фоне АЦ в зоне ТФ ветер у земли может дуть почти под 90 градусов к направлению ветра на уровне 300-500 м (высота дыма из высоких труб ТЭЦ). Например, у земли В, дым из труб идёт с Ю.
— выпадение обложных осадков;
— сгущение изотерм на высотах;
— облачность в основном слоистых форм (СЛ, СД, ВС, ПС).
— в летний период случаются грозы, особенно в ночное время.
— в зимний период полосы гололёдов, продолжительные метели, переход осадков с твёрдой фазы на жидкую.
— ухудшение дальности видимости, особенно после прохождения фронта через пункт.
ИСКЛЮЧЕНИЕ! Маскированный ТФ. В весенне-летнее время года иногда за тёплым фронтом температура снижается. Типичный случай — перед тёплым фронтом воздушная масса, холодная но сухая, хорошо прогревается солнцем (допустим +20° при 35% влажности в прогретой арктической ВМ). При прохождении ТФ, если он сопровождается значительными осадками, воздух насыщается влагой, образуется дымка, температура снижается, и солнце не в состоянии нагреть насыщенный влагой воздух и высотное тепло в условиях стабильной ВМ не получает контакта с землёй.
__________________________________________________
ХОЛОДНЫЙ ФРОНТ:
— слабое падение давления перед фронтом и резкий рост за ним;
— облачность преимущественно конвективная (КУ, КД, а перед фронтом нередко появляются СК);
— ливневые осадки с грозами, градом и шквалами (зимой заряды крупы и снега, иногда с отдельными грозами и кратковременными метелями);
— усиление ветра и резкий его поворот по часовой стрелки, иногда на 180 град. (например, перед фронтом Ю, за ним СЗ); За фронтом характерен вертикальный сдвиг ветра против часовой стрелки. Например, у земли СЗ, на уровне облаков нижнего яруса З, на уровне среднего яруса ЮЗ. Это связано с сильной адвекцией холода в зоне ХФ. По мере отхождения фронта от данного пункта адвекция ослабевает, ветры у земли и в средней тропосфере сближаются;
— резкое падение влажности у земли и в нижней тропосфере за фронтом; понижение точки росы.
— множественные прояснения за фронтом;
— скачкообразное увеличение дальности видимости за фронтом
ИСКЛЮЧЕНИЕ! Иногда проходят сухие ХФ. В зимнее время со слоистой облачностью при нисходящих потоках; летом обычно с севера на фоне усиливающегося АЦ скандинавского происхождения. В этом случае, влагосодержание воздуха низкое, поэтому вертикальные токи не приводят к формированию конвективной облачности. В холодный период случаются маскированные ХФ, обычно связанные с атлантическими циклонами. Иногда температура у земли перед фронтом в устойчивой ВМ и наличие слоистой облачности ниже, чем за ХФ. Повышение тем-ры за фронтом происходит из-за усиления турбулентности в пограничном слое атмосферы, конвективных процессов и роста дельты (разницы между Тприз и Т850).
__________________________________________________
ФРОНТЫ ОККЛЮЗИИ:
— продолжительные осадки обложного (летом ливневые с грозами, градом и шквалами) характера; зимой часты продолжительные метели;
— направление ветра меняется существенно, а скорость не значительно;
— давление меняется плавно (в разных ситуациях может падать, а может и расти);
— на АТ-850 и АТ-700 окклюзии соответсвует гребни тепла;
— суточный ход температурно-влажностных характеристик выражен довольно слабо;
— данным фронтам соответствуют р

Это может быть интересно:  Погода метео нарьян мар

— данным фронтам соответствуют резко выраженные малоподвижные U-образные ложбины заполняющихся циклонов.
— облачность преобладает как слоистообразная, так и конвективная.
— часто связаны с высотными циклонами.
__________________________________________________
Высотные циклоны:
— в летнее время облачная и холодная погода с обложными осадками, но также бывают и продолжительные ливневые осадки с грозами и градом. За счёт слабых ветров на высотах часто возникает риск подтоплений из-за малой скорости смещения облаков.
— на высотах имеется очаг холода с замкнутыми изотермами и изогипсами;
— в барическом поле на приземной карте практически не выражен; ему может соответствовать малоградиентные поля или слабовыраженные ложбины.
— в зимнее время в отсутствии облачности происходит сильное выхолаживание приземного слоя.
— зимой часты случаи выпадения ливневого снега очень малой плотности из просвечивающих плоских КДО.
___________________________________________________
Здесь мы не рассматривали такие объекты, как линии неустойчивости, сухие линии, бризовые фронты и озёрный снежный эффект, поскольку в общем случае, они не являются классическими фронтами, однако могут внести существенные проблемы при синоптическом анализе. Также мы опустили рассмотрение верхних фронтов и зон внутримассовой бароклинности.

Часто возникает проблема в том, что иногда даже при практически всём комплексе указанных признаков, фронт через пункт не проходит, т.е. в этом случае все такие характеристики будут ложными. Как раз тогда и нужно прибегать к более скрытым и малоизвестным признакам, которые помогут провести фронтальные разделы наиболее точно. Ведь в атмосфере процессы далеки от идеализированных в учебнике.

Список сокращений, применённых в данной статье:

ТФ(ТАФ) — Теплый атмосферный фронт
ХФ(ХАФ) — Холодный атмосферный фронт
ПТФ — Полярный теплый фронт
ФО — Фронт окклюзии
АВМ — Арктическая воздушная масса
СУВМ — Северная умеренная воздушная масса
ЮУВМ — Южная умеренная воздушная масса
ТВМ — Тропическая воздушная масса
ВФЗ — Высотная фронтальная зона
ЗП — Западный перенос (перемещение циклонов, ВМ, фронтов со стороны Атлантики)
ЮЦ — Южный циклон
ВЦ — Высотный циклон
УПВ — Ультраполярное вторжение (с севера или северо-востока)
ТЦ — Тропический циклон
ТД — Тропическая депрессия
КД — Кучево-дождевые облака
СК — Слоисто-кучевые облака
МК — Мощнокучевые облака
Слойка — Слоистые облака
ЦДА — Центр действия атмосферы
ЛН — Линия неустойчивости
ДДС — Дугообразная долгоживущая система (узкое и долгоживущее скопление КДО, изогнутое в форме дуги. В нашей местности встречается крайне редко)
ЛШ — Линия шквалов
ВЗК — Внутритропическая зона конвергенции
СЯ — Суперячейковая гроза
СП — Снежный покров
ВСП — Временный снежный покров
ПСП — Постоянный снежный покров
ПС — Полярное сияние
МКК — Мезомасштабный конвективный комплекс, в просторечии — грозовой кластер
МКС — Мезомасштабная конвективная система
МКВ — Мезомасштабный конвективный вихрь
ТО — Точка окклюзии. Расположена в месте, где фронт окклюзии наиболее возмущен
ВВГО — Высота верхней границы облачности.
ВВГО КД — Высота верхней границы облачности, кучево-дождевой
ВНГО — Высота нижней границы облачности
ТРПП — Тропопауза. Граница тропосферы и стратосферы, зона/атмосферный слой, выше которой/ого конвекция в любом виде невозможна по причине слишком малого давления и разряженности воздуха. В средних широтах её высота колеблется от 2-8 км зимой, до максимума — 14-16 км летом, в исключительных случаях при грозах, при точке окклюзии на струйном течении — до 17 км. Но для этого необходимо совпадение очень многих факторов.
СТ — Струйное течение. Ведущий поток в атмосфере от уровня 500-1500 м вплоть до тропопаузы.
LI — Индекс неустойчивости. Характеризует стратификационную неустойчивость атмосферы в числах. положительные — атмосфера устойчива. Отрицательные — неустойчива. Чем ниже индекс в отрицательной шкале тем выше вероятность сильной грозы.
C

Источник